История

Семь веков ты стоишь величаво и гордо,

Над красавицей Унжей – лесною рекой,

Затерявшись в глуши небольшой Старый город,

О котором теперь вспоминаю с тоской.

Макарьевская земля! Богом избранная, славная, древняя.

С.Унжа Макарьевского района расположено в южной части Костромской области. От Макарьева его отдаляет 21 км., от Костромы- 206.

Село стоит на берегу реки, по которой и получило свое название.Вплоть до 1917 года оно было известно как Старый город.

Выразительный природный ландшафт, удачно использованный градостроителями, хорошо сохранившаяся планировка и застройка бывшего города Унжи делают его одним из самых живописных исторических поселений Костромской области.

Город Унжа – одна из древнейших русских крепостей, основание которой относится к XII в. Он располагался на северо-восточной границе княжества и служил защитой главным образом от набегов черемисов, обитавших в междуречье Унжи и Ветлуги. Кроме того, по реке Унже проходили крупные торговые пути через волоки на север, требующие контроля и военного прикрытия.

13 век, первое летописное упоминание о городе Унже относится к 1219 году.Московский летописец сообщает, что Камские булгары совершили нападение на город Устюг и захватили его. Потом решили захватить и город Унжу, но унжане отбились.

В XIII-Х1 веках в промежутке между 1263 и 1282 годами Унжа входит в состав Городецкое княжество

,выполняя функцию сборщика пошлины (тамги), за провоз товаров по реке Унже при торговле Поволжья с Севером.

1439 год - основание Макариево-Унженского монастыря и города Макарьева. Преподобный Макарий в 20 верстах ниже по реке Унже ставит крест и строит келью. Пришёл он сюда с сорока семьями, освобождёнными из татарского плена в Казани.

Они держали путь в Галичское княжество и, выйдя на берега Унжи, решили остановиться здесь. Местное население, знавшее о подвигах и чудесах преподобного, с радостью вышли встречать путников, предложив им всё необходимое. Увидев такую добрую встречу и гостеприимство, часть пришедших поселились в городе, а другие в окрестностях. Сам Макарий находит уединённое место в 20 верстах ниже по реке Унже, где ставит крест и строит келью, что и явилось основанием Макариево-Унженского монастыря и города Макарьева. Преподобный преставился 7 августа в 1444 году в возрасте 95 лет в городе Унже, куда иногда приходил на богослужение.

Согласно описанию 1616 года город выглядел следующим образом: крепость на осыпи с воротами "вьезжими" и воротами "потайными", четыре башни, церковь соборная Воскресения Христова шатровая, храм во имя Афанасия тёплый. На соседнем мысу острог с тремя воротами, храм Николая Чудотворца и храм Ильи пророка, "изба съезжая", "изба таможенная", "двор государев с приказными людьми и двор земский". Кроме того шесть дворов пушкарей, двор палача, ямщиковые дворы и дворы для волостных людей. Четырнадцать торговых лавок, и 39 жилых дворов.

1521 -1522 годы - унжане отбивают грабительские набеги татар

26 мая 1521 года казанские татары с черемисами напали на Унженские волости «и много зла учинили и в полон поведоша а иных иссекоша и поидоша прочь». Унжане вышли им на перехват и отбили пленных. Через несколько дней 4 июня татары уже осадили Унжу, зажгли мост и ворота. Но благодаря помощи Божией и покровительству преподобного Макария унжане отбили татар «и поможе господь бог унжанам татар много побиша пищалмы и пушками».

Набег татар 1522 года, когда 20 тысячное их войско обступило город и подожгли его, неожиданно стал поворотным в истории военного периода Унжи в XVI веке. Унжане не только отбили вражеское войско, но и выступили за ними в погоню, «поиде за ними в погон с галичскими детми боярскими и много побили и взяли в плен". Татары поклялись сами и другим советовали, больше не ходить на город Унжу и обитель преподобного Макария.

Царстованием Ивана Грозного Унжа была записана в число опричных городов,

что означает –особую царскую территорию с войском и госаппаратом, которая выведена из управления Боярской Думы и подчинена лично Царю.

В 1616 году Унжа уже числилась в Галичском уезде, как "Унежская осада".

К середине XVII века Унжа начинает терять свой статус в связи с ростом Макариево-Унженского монастыря, его почитанием династией Романовых и крупными ярмарками. Несмотря на это в

1708 г. Унжа вошла в состав Галичской провинции Архангелогородской губернии в качестве уездного города..

В нём проживало 86 купцов. Сразу за крепостью размещался городской посад и торговая площадь.

В 1778 г - 1796 г. Унжа заштатный город без уезда и постепенно приобретает вид сельского поселения.

В 1778 г. было образовано Костромское наместничество Московской губернии, а с 1796 г. - самостоятельная Костромская губерния, разделённая на несколько провинцийю, Унжа превратилась в заштатный город без уезда и постепенно приобрела вид сельского поселения.

В 1810 г. город называется – посад Старая Унжа.

В 1810 г. на месте деревянных храмов городища был возведён каменный Воскресенский собор с колокольней и приделами Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи. На месте храмов острога в 1822 г. построена церковь Макария Желтоводского и Унженского с приделами Рождества Христова и Николая Чудотворца.В это время город называется – посад Старая Унжа.

1834 г. - для города утверждён новый генеральный план,

по которому к городу были отнесены кварталы в южной части, принадлежавшие ранее кинешемским ямщикам и экономическим крестьянам деревни Петрушево. Осуществление застройки Унжи по регулярному плану началось не ранее второй трети XIX в.

К 1861 г. здесь числится 232 деревянных частных дома, в которых проживало около 1500 человек, и 12 деревянных частных лавок. Ни развитой торговли, ни промышленности в городе не было. Главным занятием горожан было хлебопашество и огородничество. В основном разводили и выращивали лук, причём в таких количествах, что были за это прозваны "лукопёрами" или "луковниками".

1873 г. город Унжа получает новый прожектированный план,

по которому его границы расширяются новыми кварталами, а кладбище выносится за городскую черту.

В качестве опорных элементов городской планировки обозначены два существующих храма – Воскресенский собор и Макарьевская церковь. В этом же году создано трёхклассное городское училище для мальчиков, а позднее открыта церковноприходская школа для девочек.

Начало XX в. развитие деятельности земства и начало активного строительства Унжи.

В 1909 г. на западной окраине города вблизи Сенной площади был сооружён комплекс земской больницы, включающий в себя более десятка одноэтажных деревянных построек.

В этот период истории практически остановилось судоходство по реке Унже выше города Макарьева и город Унжа лишается торговых связей, а отсутствие промышленности приводит к тотальной безработице. Численность населения города быстро падает.

Середина 19 века в Унже 220 частных деревянных домов, в которых проживало 1446 жителей.

Были в Старом городе печники, плотники, сапожники. Многие имели по 2-3 профессии да еще и огородники за что их и уважали. Проживающие именовались мещане .

-Николай Васильевич Шешин – замечательный портной по женским и мужским видам одежды(дубленки, полущубки);

- Шувалов И.С. шил сибирские шубы-дохи с «генеральской подкладкой»;

- Шабаров Алексей маляр- верхолаз в храмах: красил шпили, маковки купалов, карнизы крыши церквей.

(фото)

1909 год -строительство Костромской губернской участковой земской больницы. (фото)

В больнице создавали все условия для работы. Были автономное электроосвещение и водоснабжение ( душ, ванны, теплые туалеты), своя

канализационная линия.

Имелось хирургическое, инфекционное и родильное отделения с наличием всех необходимых инструментов.

Хирургическое отделение имело госпиталь, при амбулатории работала аптека. С начала 70-х годов открылся физиокабинет.

За время существования Унженской участковой больницы ее возглавляли такие врачи: Шмит М.В., Орлов, Воробейчик, Воробьева А.В..

Более 25 лет возглавляет больницу доктор Сидоренко Н.А. Постоянным помощником врача является фельдшер Жернакова Н.А. (фото)

Спустя сто лет облик Унжи мало чем изменился. Вплоть до последнего времени, местные жители называют его Старым городом. В панораме со стороны реки выделяется высокий холм городища с руинами Воскресенского собора и через овраг – остатки строения Макарьевской церкви.

В минуты печальной грусти я вспоминаю родину свою,

Мой край, что зовут захолустьем, я бесконечно люблю!

Душа хранит родное Городище, дорогу в гору, а там такая грусть!

Лежат развалины Собора, как будто спит Святая Русь.

С горы видны такие дали! И тихо так, как будто никогда

Природа здесь не ведала печали, души не трогала беда!

Смотрю на Божий храм не налюбуюсь …

На вид смиренный и родной,

Любимая, тихая Родина, и край бесконечно любимый мой…

В 90-х годах упала колокольня этого храма, а в XXI в. открыт только придел, посвящённый Николаю чудотворцу, в котором изредка совершаются молебны и богослужения. По этой причине, церквь в селе Унжа, называется Никольской. Немного в стороне, на береговом выступе, видны руины Вознесенской церкви – памятника архитектуры XVIII в. Окраины Старого города значительно уменьшились, заброшены и соседние сёла - Ремез, Вознесенское, ближайшие деревни - Михаленино, Жильцово, Попово и др.

В настоящее время Унжа практически не переросла своих исторических границ, ее территория лишь немного увеличилась в северном направлении к автодороге.

(фото Новой дер., ул. Молодежная)

Село является одним из 23 населённых пунктов объединённого в 2011 году Унженского сельского поселения. Здесь проживает 365 жителей. Развитая инфраструктура, в которую входят: церковь, административное здание сельского поселения, школа, дом культуры, библиотека, почта, врачебная амбулатория, магазины, 142 домовладений, 9 км дорог на 12 улицах. Но основным богатством остаются жители села со своими семьями и устоями.

Из летописей и древних грамот мы взяли фрагменты славной истории Старого города. Современная история села Унжи пишется и сегодня. События XX века, биографии знаменитых жителей села ждут своего летописца.

Будем же надеяться, что и наша унженская земля начнет свое возрождение, вернется былое великолепие храмов. И, может быть, сегодня мы делаем первый шаг на пути этого возрождения..